Психология и вера

Письмо некоторой женщины из Подмосковья:

«Здравствуйте, пишу практически без надежды, что вы ответите. Я молодая мама, жена, домохозяйка, но сама жизнь меня угнетает. После родов очень много болела, бесконечные походы по врачам, начались панические атаки, тревога - все закончилось в кабинете психолога. Что-то расставилось по местам, но душа все равно болит. Я запуталась: где истина, где правда, почему психотерапия не помогает? Нет желания жить. Я с детства ходила в воскресную школу, но сейчас мои понятия перевернулись и я нахожусь в тупике: как сопоставить психологию и веру?»

Сейчас этот вопрос волнует очень многих людей у нас в стране: как сопоставить психологию и веру, психотерапию и веру? Это одного порядка вещи или это какие-то вещи из разных, возможно, противоположных углов, которые не сопоставимы?

Дело в том, что наша отечественная светская психология и психотерапия - это то, что мы получили относительно недавно, в общем-то, из-за границы. Наша отечественная психология всегда базировалась на традиционных для России духовно-нравственных ценностях православия: там были представления о душевной норме, душевной патологии, свои способы избавляться от этой патологии. И вот когда мы вместе с западной медициной получили западную психологию, то мы увидели некое несоответствие того, что мы получили, нашим традиционным представлениям о человеке как таковом, о его призвании, о том, что такое хорошо, а что такое плохо, какова цель человеческой жизни. Потом мы поняли, что светская психология вообще не ставит перед собой вопросов: кто такой человек, зачем или почему он есть? А ведь женщина, написавшая письмо, именно этими вопросами и обеспокоена. Она ходила в детстве в воскресную школу, и сейчас, когда она начала посещать светского психолога, у нее перевернулись понятия, она пишет, что оказалась в тупике, то есть она встретилась с каким-то противоречием тому, что уже было некогда в нее заложено.

Западная психология и психотерапия – это продукты, основательно отпавшие от традиционных для европейского общества христианских ценностей. Когда мы восприняли психологию из Европы, то увидели, что она касается только каких-то поверхностных вещей и не затрагивает сути человеческой жизни. Мы видим, что все психотехники, которые пришли к нам с Запада, на нашем российском ландшафте очень плохо работают, оказывая очень временный эффект, который сменяется потом появлением еще больших проблем, тревог, неувязок - человек вновь ищет помощь. Не может укорениться западная система ценностей на российском ландшафте: у нас 1000 лет православия за спиной, что не фунт изюма, так сказать. Это невозможно преодолеть даже за 3-4 поколения людей, которые прожили в Советском Союзе, когда мы осознанно от имени государства отказывались от традиционной для нас системы духовно-нравственных ценностей. И мы видим сейчас, что новое поколение российских граждан все равно не восприимчиво к той системе ценностей, которая пришла к нам с Запада. Это видно сейчас и в наших отношениях с западной цивилизацией, с западными странами. Ведь они беспокоятся по поводу нас не потому что мы, как они говорят, аннексировали Крым или что-то у нас там не получается во взаимоотношениях и понимании событий на Украине. Нет, дело в том, что мы не принимаем западной системы ценностей. Мы не принимаем ее потому, что западная система, так называемых, общечеловеческих ценностей - это список смертных грехов. Если посмотреть трезвым взглядом на то, что исповедуют сейчас западная цивилизация, то мы с вами увидим что-то совершенно противоположное христианству – антихристианскую систему ценностей. Те плоды западной цивилизации, которые сейчас нам преподносятся в качестве представлений о семье, взаимоотношений между мужчиной и женщиной, взаимоотношений между родителями и детьми кажутся жуткими - мы понимаем, что тесно соприкасаться с западной цивилизацией не можем. То же самое касается и оказания психологической и психотерапевтической помощи, если психотерапевт или психолог базируется на тех методиках, которые возникли на Западе. К слову сказать, западная психология и психотерапия не представляет из себя некую единую систему представлений о том, как устроен человек и как нужно ему помогать для избавления от каких-то душевных расстройств: мы видим там набор авторских методик, которые, когда мы начинаем знакомиться с каждой из этих методик ближе, не согласуются между собой, а часто даже противоречат друг другу до абсолютной враждебности. А у нас сейчас психотерапевтов учат тому, что психотерапия - это всегда интегративный такой метод оказания помощи, то есть мы можем пользоваться одновременно несколькими разными авторскими методиками в отношении одного человека, и тогда получается, что мы человеку прививаем совершенно разные представления о нем самом, цели в жизни, о том, что такое правильно, что неправильно, какими приемами нужно пользоваться, чтобы нормализовать душевное состояние и так далее. И когда человек начинает вот эту интегрированную психотерапию воспринимать, то он видит, что у него развивается какое-то расщепление сознания, о котором пишет женщина из Подмосковья. Для того, чтобы это все понять и оценить правильно нужно самому быть укорененным в какой-то традиционный для тебя, для твоего народа, для твоей цивилизации системе духовно нравственных ценностей. Если ты будешь твердо на этой почве стоять, то тогда ты сможешь правильно и критически оценивать все то, что тебе предлагается. Когда мы используем психотерапию, основанную на традиционных для нашего народа принципах и духовно нравственных ценностях, то тогда мы видим, что эта психотерапия работает. Мы видим, что нашему человеку, гражданину России, очень важно получить именно глубинные, такое ядро, сердцевину человеческой личности: представление о том, как нужно жить, чем руководствоваться, куда грести, какими навыками душевной и духовной жизни нужно обладать и какие навыки нужно осваивать, чтобы сохранять и приумножать свое душевное здоровье, а при необходимости его и восстанавливать. То, что уже где-то в нас глубоко сидит, оно как раз и вызывает такой глубокий положительный резонанс на традиционную для нас систему ценностей. Мы видим, что, если пользоваться западной психотерапией, которую сейчас почему-то называют традиционной, то, например, невозможно основательно помочь, излечить человека, который страдает неврозами, а неврозы - это самая распространенная психиатрическая патология сейчас. Мы видим, что люди, страдающие неврозами, вот такими, как описала женщина в письме: панические атаки, тревоги, тревожно-фобические расстройства, страхи, неврозы навязчивых состояний – это, такая, знаете, всеобщая вещь, которой очень много людей страдает. Когда человек обращается за помощью, то мы знаем, что повреждение произошло на достаточно высоком уровне - духовном. И эта проблема решается только духовными средствами. Когда человек, страдающий неврозом обращается к светскому психотерапевту или психологу, то он встает на путь бесконечных походов к этим специалистам за временным утешением. Почему психотерапевты любят невротиков, потому что невротики становятся благодарными пациентами на долгое время, пока не надоест: они будут ходить, ходить за этим временным утешением без всякой перспективы выздороветь по-настоящему, потому что западная светская психотерапия не достает до того уровня повреждения, на котором развилось заболевание. Все происходит вокруг и около и не достает до цели, и только нравственно ориентированная психотерапия, основанная на традиционных для нашей страны, для нашего народа ценностях, бьет в цель. Когда человек воспринимает эту систему ценностей и осваивает те навыки, которые позволяют ему постепенно и последовательно преодолевать этот недуг - вот тогда мы видим настоящий надежный и положительный результат.

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter