Учитель и дура


С интересом наблюдаю, как раскручивается увлекательный сюжет "дура против режиссёра". По словам Учителя, Поклонская "...рассылает веером запросы в госучреждения на одну и ту же тему." И не вызывает сомнения, что бывшая прокурорша,
действительно, непроходимая дура, в самом клинически чистом виде, ибо от неё пытаются хоть как-то откреститься даже в таком рассаднике "мудрости", как Дума. Для столь прискорбных выводов о душевном здоровье мадам Поклонской достаточно взять наугад любой эпизод её бурной деятельности, а ещё лучше, любое высказывание - ну, хоть, о замироточившем бюсте государя-императора. Но дело здесь, собственно говоря, не только и не столько в дуре, а во взаимоотношениях художника и режима, вернее, о том, как ему выжить в условиях тоталитарного государства.

Многие сейчас даже злорадствуют над Учителем, мол, был среди подписантов письма, одобряющего аншлюс Крыма, теперь, вот, и получай из этого самого Крыма, по самое не хочу. Да, в этом есть определённая справедливость, но вопрос, на самом деле, ставится гораздо шире - как интеллигенции сосуществовать с режимом. Русская интеллигенция, в массе своей, всегда стремилась не ссориться с властью, за довольно редкими исключениями. Поэтому, не думаю, что есть смысл удивляться, мягко говоря, не очень достойному поведению многих её представителей в условиях становления и укрепления откровенно фашистского режима - они, в конце концов, просто хотят продолжать работать. У некоторых это даже получается, как у того же Учителя, другие, настолько сплетаются с властью, что совершенно утрачивают былой талант, как Михалков.

Причина же такой вот сервильности основной массы тех, кого именуют творческой интеллигенцией в непонимании самой сути свободы, вернее сказать понимания её, как чего-то, что может быть спущено сверху и так же легко, по мановению высочайшей руки отобрано. Ну забрали её, эту свободу, значит, надо жить по-старому - подписывать письма, одобрять все действия режима, соглашаться со всем, и тогда, тебе дадут, будем надеяться, делать то, что ты хочешь, сохранят столь тебе необходимую свободу творчества. Оказалось, что это не так - не сохранят. Орёл наш, дон Рэба, если ему приходится выбирать между умниками и серыми, конечно же выберет серых. Они нужнее. Без Учителя нынешняя Россия проживёт, без поклонских -нет. Она на них и держится.

Любой тоталитарный режим всегда поднимает со дна всякую муть и мерзость, серую, а затем и чёрную. Впрочем, бывает и в перемешку, как то и случилось в путинской России. Всё самое бездарное и никчемное получает шанс подняться, пробиться на верх, а дабы удержаться там, наверху, потакает и потворствует самым мерзким и низменным, самым тёмным чувствам толпы, ибо именно такого поведения требует от них власть. Власть заинтересована в косности и покорности охлоса, а потому, всё, что побуждает думать, тем более, претендует на любую нестандартность, подвергается остракизму. Да, нынешний режим во многих аспектов отличается от своих предшественников - нацистского и коммунистического, где власть открыто диктовала интеллигенции, что писать, рисовать, играть. Нового товарища Жданова режим пока не породил. ПОКА - здесь ключевое слово. На данный момент власть пошла по другому пути, тому, что предсказали Стругацкие в "Трудно быть Богом". Зачем что-то открыто запрещать, зачем власти наказывать художников, если есть серые, от которых всегда можно откреститься, или сказать, мол это не мы, так требует народ, граждане, вот, сигнализируют, как в случае с Поклонской. Если всегда найдётся более чем достаточно желающих прийти сорвать спектакль или разгромить выставку, якобы оскорбляющую чувства верующих.

Эти самые чувства - вообще, гениальное изобретение идеологов нынешнего режима, ибо под таковое можно подогнать всё, что угодно. В частности, и злополучный фильм Учителя. Как же, государь-император причислен к лику святых, а он, о ужас, в фильме спит с женщиной. Это неважно, что самого фильма ещё никто не видел, в лучшем случае - трейлер, да и зачем скоромиться, смотреть всякое непотребство, когда и так всё ясно. Помните, "Я сам Пастернака не читал, но знаю..." Далее по тексту.

Во всём этом неравном противостоянии у серых есть руководитель, которому государство и доверило вести борьбу с инакомыслием, институт, заполнивший идеологический вакуум, образовавшийся, после краха коммунистической идеологии. Имя ему - Русская Православная церковь. РПЦ и власть, заключив взаимовыгодный союз, прекрасно дополняют друг друга в процессе окончательного превращения России в тоталитарное государство. Именно власть, режим заинтересованы в клерикализации всех сторон жизни общества, причём в весьма средневековом духе, ибо именно это способствует внедрению столь желанное ею единомыслия. Что как не религия, при соответствующей обработке биомассы, может создать обстановку нетерпимости ко всему непохожему, уверенность в собственной исключительности и стремление навязать свои "идеалы" всем, кто подвернётся под руку. Именно поэтому поощряются всевозможные запредельные по дикости и глупости акции, вроде поклонения "мощам Николая Чудотворца", ради этого создаются законы о "оскорблении чувств". Ради этого "стихийно" возникают банды, типа "Божьей воли" и всевозможные Энтео громят выставки и срывают спектакли. И зигующие батюшки во главе демонстраций совсем уже откровенных фашистов, тоже делают своё дела, эти "партизаны" церковного фронта.

Всё правильно. Дон Рэба во власти своей опирается на серых, чьи нежные чувства оскорбляются всевозможными умниками. А умников народ никогда не любил, так что в этом плане его интересы и интересы власти полностью совпадают. И серенькая, но на удивление буйная Поклонская пришлась как нельзя кстати ко двору. Жалко Учителя, с одной стороны, а с другой, что называется - за что боролись? Помните - когда пришли за евреями, я молчал, потому что я не еврей, ну и т.д. Учитель и ему подобные даже не молчали - они бурно одобряли в письменной форме. Вот теперь он и расплачивается по полной, ибо в том жутком режиме, который образовался там, за поребриком, есть и доля его вины. Их всех, подписывавших и одобрявших. Жизнь, она штука мстительная. Каждый получает по делам своим. А за серыми, как и писали Стругацкие, обязательно приходят чёрные. Они уже пришли.

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter